Мало кто ожидал, что Гас Ван Сент который любит
www.kin0reliz.net на свой компьютер и посмотреть вечером, на тот момент режиссер фильмов «Мой личный штат Айдахо», «Даже девушки-ковбои иногда грустят», «Аптечный ковбой» и «Умереть во имя», может быть вот таким. Принципиально традиционным, по-голливудски вышколенным, ровным. «Умница Уилл Хантинг» - гладкий, как отличник с прозрачным будущим, фильм о борьбе гения с самим собой: о том, что талант, как и любую другую странность собственного характера, нужно принимать безропотно.
Февраль 1998 года. Американская киноакадемия аплодирует авторам сценария, молодым людям из Бостона: Мэтту Дэймону и Бену Аффлеку, они выходят на сцену, чтобы получить заслуженный «Оскар». На момент вручения одному -27, другому - 25. Считается, что парни описали в фильме себя, свой путь к мечте, наверх из бостонских зыбей. И вот он, хэппи-энд, в зале Kodak две золушки получают по туфельке. Критики были готовы рассматривать фильм Ван Сента как удачную попытку голливудской реабилитации после долгой карьеры в принципиально независимом кино. Словно какой-то абстракционист после многолетнего разбрызгивания красок по холсту нарисовал вдруг реалистически точный, понятный пейзаж или портрет.
Впрочем, две следующие работы Ван Сента - покадровый ремейк хичкоковского «Психоза» и зеркальная копия «Умницы Уилла Хантинга» «В поисках Форрестера» - заставляют усомниться в том, что фильм 1997 года был просто каким-то садомазохистским актом подтверждения квалификации: мол, посмотрите, могу, когда захочу. Тут налицо проявление авторской воли не менее жесткое и своенравное, чем в случае с поэтической трилогией о смерти «Джерри» - «Слон» -«Последние дни». Выжигание неуемного сердца, эксперимент очистительного конформизма, который ставит на себе Ван Сент, чтобы после отважно войти в неспокойные воды кинематографа, лишенного сюжета, мотивов и вообще какой бы то ни было конструкции - это действо похоже на тотальную тренировку режиссерской мускулатуры, практическую киношколу для одного-единственного режиссера (особенно интересен в этом плане опыт с «Психозом»).
Автор заботливо упаковывает себя в смирительную рубашку. И в полном согласии с жанром иллюзиона красиво выпутывается. «Умница Уилл Хантинг» при всей своей настойчивой обыкновенности и показной шаблонности, история, в общем-то, из ряда вон выходящая. В чем сюжет фильма? Черную ворону (собственно, главный герой), которая великолепно чувствует себя в стае (с закадычными дружками хоть на работу, хоть в пивную, хоть в драку), пытаются убедить, что она не черная, а, напротив, белая. Где такое было?
Уилл, для которого крайняя одаренность во всем (математика, психология, удивительная память и прочее) естественна, пренебрегает талантом. Для него не составляет труда доказать теорему Фурье, и потому он даже за работу это не считает. Другое дело - стройка или влажная уборка университетских коридоров. Когда два ужаленных жизнью интеллектуала (Скарс-гард и Уильяме), нежно приобняв юное дарование, берутся объяснять Уиллу его нестандартность, Хантинг смотрит на них с искренним непониманием. Кто тут ущербный? Солнечного мальчика тянут к признанию собственной гениальности, а он ни в какую.
На общепонятном, «нормальном» материале Гас Ван Сент строит отчетливо гомоэротичес-кий - да не смутит никого Мини Драйвер в роли подружки - конфликт: поверь своим чувствам, мальчик, и иди дальше - уговаривают Уилла в унисон с профессурой уютные пейзажи восточного побережья Америки. Валятся на землю желтые листья, славные дети играют на зеленых газонах с добрыми собаками, солнце жарко бликует в окне электрички. Операторская работа француза Жан-Ива Эскофье (все лучшие фильмы Каракса) отсылает к воздушной поэзии будущего «Слона». Эта камера, конечно, еще не так свободна, но подчас, кажется, она вот-вот сорвется и полетит, как и сам главный герой. Полетит куда-то далеко. А позади останутся четкие голливудские схемы, выверенные десятилетиями траектории и запланированный с рождения сценарный план жизни.
Непонятно,насколько осознавал написавший сценарий Мэтт Дэймон суть того «тайного кино», которое Ван Сент напылил на его понятную конструкцию. Паутинка подспудных смыслов вдруг материализуется на экране, словно загорается в солнечном луче: Дэймон играл нечаянную золушку, несчастную замухрышку, найденную королевскими гонцами. А Ван Сент смотрел на него с восхищенным умилением: дурочка еще кобенится, не решила, идти во дворец или нет, но судьба знает все наперед, и билет из уютного бостонского пригорода уже куплен. Уехавший Уиллом Хантингом вернется Томом Рипли.
Дата размещения: 17-09-2012, 08:19