Возможно, это будет странно звучать, но фильм «В поисках Фиделя» нельзя рассматривать в отрыве от другого документального проекта Оливера Стоуна - снятой режиссером в 2003 году картины «Команданте» (Comandante).
Более того, «Фидель» стал бы скорее неплохим дополнением к первому фильму режиссера, нежели отдельной лентой: нельзя сказать, что вторичность картины бросается в глаза, однако в сравнении с документалкой 2003-го года «Поиски» выглядят бледной тенью. И этому есть простое объяснение.
«Команданте» задумывался как монументальный проект, призванный полностью раскрыть легендарную личность кубинского вождя. И, как минимум, Стоун хотел вызвать Кастро на откровенный разговор. Тогда задача режиссера была многократно перевыполнена - нет, на психоаналитический сеанс Фидель не согласился, но своей открытостью бессменный правитель социалистической Кубы сразу расположил к себе самого взыскательного зрителя.
Но вернемся к обозреваемой картине. Запуск нового проекта, посвященного Кастро, был продиктован скорее политическими соображениями: в начале 2003 года казнены трое кубинцев, совершивших неудачную попытку захвата парома.
Угонщики, направлявшиеся к берегам Соединенных Штатов, были схвачены и расстреляны без суда и следствия. Администрация Буша не могла пропустить такое событие и через масс-медиа начала новую атаку против «тирании и беззакония». И,судя по всему, появление «В поисках Фиделя» в какой-то степени вызвано этой «антифи-делевской» волной.
Так или иначе, но надо отдать должное Стоуну: личностные качества режиссера не дали скатиться фильму до обличительной агитки, хотя и шедевром «Поиски» не назовешь.
«Замыленная» картинка, нестабильность видеопараметров, полноэкранный трансфер - телевизионное происхождение фильма видно издалека. В минусы можно также добавить излишне дерганную операторскую работу: это не придает дополнительного «документализма» картине, и к тому же небезопасно для людей с нетренированным вестибулярным аппаратом.
Похоже, наличие на диске двух шести-канальных аудиодорожек - русского синхрона и оригинального трека - является данью уважения режиссерскому таланту Стоуна. Для картины, полностью построенной на диалогах, ярлычок «DD 5.1» может послужить лишь ненужным украшением.
Дата размещения: 8-05-2013, 17:45