АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Забавный парадокс: многие стопроцентно американские вещи были созданы выходцами из других стран. Не стал исключением и Рэмбо. Этот персонаж был придуман молодым канадцем Дэвидом Морреллом, который в середине 1960-х переехал в США, чтобы изучать американскую словесность.
Поскольку Канада не имела отношения к идущей во Вьетнаме войне, то Моррелл до переезда мало интересовался заокеанскими событиями. Оказавшись в Штатах, он испытал шок: в стране бушевали антивоенные бунты, молодежь не хотела идти в армию. Среди окружения Моррелла были сильны антиправительственные настроения, многие считали, что богачи всеми правдами и неправдами укрывают детей от призыва, предоставляя войну «цветным» и беднякам. Некоторые из его однокашников успели побывать на войне и теперь мучились от кошмаров, бессонницы и невозможности приспособиться к мирной жизни.
Эти переживания и впечатления подвигли Моррелла на написание романа о ветеране Вьетнама, который возвращается домой и, сам того не желая, приносит с собой смерть и разрушение. Так появилась вышедшая в 1972 году книга «Первая кровь». К тому времени ее автор уже был преподавателем литературы в университете Айовы.
Фамилия главного героя была, как ни странно, позаимствована у сорта американских яблок. Услышав от жены которой очень нравится
новый, 2 сезон Американской истории преступлений, что она купила очень вкусные яблоки сорта «Рэмбо», Моррелл решил, что это слово достаточно звучно, чтобы стать именем суперсолдата. К тому же писателя позабавило его сходство с фамилией французского поэта Артюра Рембо, чей цикл стихотворений в прозе «Лето в аду» Моррелл считал ярчайшим примером описания духовного ужаса и страданий. В романе у главного героя не было имени, но позднее, когда писался сценарий, Рэмбо стал Джоном - в честь персонажа песенки времен Гражданской войны «Когда Джонни вернется домой».

Поскольку Моррелл намеренно стремился шокировать читателей, чтобы привлечь внимание к животрепещущей проблеме, в романе Рэмбо убивал несколько сотен человек. Также для писателя было важно подчеркнуть, что противник главного героя - не простой шериф, а ветеран Корейской войны. Конфликт поколений приобретал, таким образом, поистине апокалиптический размах. В финале Рэмбо погибал от руки своего «создателя» - полковника Сэмюэля Траутмена, чье имя было «данью уважения» Дяде Сэму.
ВОИН ПЕЧАЛЬНОГО ОБРАЗАУспех книги был достаточно велик, а ее тема достаточно актуальна, чтобы вскоре после публикации пошли разговоры о необходимости экранизации. Кого только не прочили в исполнители главной роли! Самыми серьезными претендентами на воплощение образа Рэмбо были Стив Маккуин («Мотылек», «Буллитт»), Джон Траволта, Клинт Иствуд, Аль Пачино и Дастин Хоффман. Дольше всего с проектом были связаны последние двое, но Пачино не понравилось желание продюсеров сократить число убийств (американский солдат не может пачками крошить соотечественников!), а Хоффману все варианты сценария казались излишне жестокими.
Впрочем, у купивших права на роман продюсеров Carolco Марио Кассара и Эндрю Вайны было свое мнение по поводу идеального Рэмбо. Они считали, что Сильвестр Сталлоне, покоривший Америку в образе боксера Рокки, достаточно харизматичен, мужественен, мускулист и трагичен, чтобы воплотить на экране образ «печального убийцы». В отличие от многих американских боевиков, в фильме не должно было быть юмора, а Сталлоне был одной из немногих экшен-звезд, способных сделать правдоподобным неулыбчивый пафос.
Режиссером фильма был назначен канадец Тед Котчефф, и «Первая кровь» стала его самой известной работой. Съемки проходили с трудом, лента выбилась из бюджета, Кирк Дуглас, согласившийся было играть Тра-утмена, воспротивился желанию продюсеров оставить Рэмбо в живых, и его пришлось заменить Ричардом Кренной. К тому же при съемках одной из трюковых сцен каскадер повредил позвоночник, а прыжок главного героя со скалы обошелся Сталлоне в три сломанных ребра.
Тем не менее, продюсеры верили в «Первую кровь» и не ошиблись. В одних только США сборы составили более 40 миллионов долларов, а мировой прокат дал еще 120 с лишним миллионов (при бюджете менее 20 миллионов).
КУМИР РЕСПУБЛИКАНЦЕВ
На выборах 1980 года в США победил республиканец Рональд Рейган, и одним из главных пунктов его политической платформы стала бескомпромиссная борьба с коммунизмом. Почувствовав, что СССР понемногу сдает позиции из-за сбоев в плановой экономике и управленческого застоя, Рейган решил усилить давление и оставить в прошлом рассуждения о «мирном сосуществовании».
К Рэмбо это имело самое прямое отношение. В «Первой крови» он был изображен скорее как «демократ» - антисоциальный бродяга-хиппи с длинными волосами. Но по сути своей он был «ультраправым», страдающим из-за того, что американские войска ушли из Вьетнама. Возвращение антикоммунистических идей давало шанс ветеранам проигранной войны почувствовать, что они не зря проливали свою кровь. Поэтому образ Рэмбо в вышедшем в 1985 году сиквеле был переосмыслен.
В новой картине, первый вариант сценария которой написал Джеймс Камерон, заглавный герой возвращался во Вьетнам, чтобы спасать оставленных там своих и сокрушать вьетнамских и советских «коммуняк». Слова Рэмбо «Сэр, теперь нам позволят победить?» музыкой отзывались в ушах многих ветеранов Вьетнама и нередко вызывали аплодисменты в зале. Родина вспомнила о своих героях, хотя больше из пропагандистских соображений: правительство Рейгана не спешило внедрять социальные программы реабилитации.
Но если жизнь реальных ветеранов проще не стала, то Рэмбо ко второй серии обзавелся куда более рельефной мускулатурой и мощным оружием. Юмора в картине не прибавилось, зато пафос зашкаливал. Интересно, что изначально в фильме планировали снять Джона Траволту и сделать его персонажа напарником Рэмбо, но в итоге Сталлоне справился в одиночку, а лента заработала в мировом прокате более 300 миллионов долларов (при бюджете в 44 миллиона) - половину в США и половину за пределами страны.
К моменту выхода третьей серии «Рэмбо» заглавный герой вошел в словари и стал кумиром солдат многих стран мира. В Сальвадоре, например, и правительственные войска, и повстанцы носили головные повязки «а-ля Рэмбо». Милитаризм шагал по планете, и Рэмбо был его самым эффектным символом.
На фильм, который изначально должен был ставить создатель «Горца» Рассел Малкэхи, продюсеры потратили более 60 миллионов долларов - по тем временам это была самая дорогая лента за всю историю Голливуда (если не делать поправку на инфляцию). Также «Рэмбо 3» поставил рекорд по кровавости: если в первом фильме погибло всего четыре человека, то во третьем было более сотни смертей!
В ленте дебютанта Питера Макдональда Рэмбо окончательно превратился из воплощения драмы американского народа в безжалостного и смехотворного комикс-героя. Картина собрала в Штатах всего 54 миллиона, но мировой прокат дал более 130 миллионов - это было расценено как поддержка американской политики в Афганистане.
Позднее не раз заговаривали о возвращении Рэмбо на экран, но до сих пор эти планы так и не осуществились. Америка изменилась, и даже приход к власти республиканских «ястребов» не подвиг продюсеров на оживление американского суперсолдата, ставшего памятником последнему всплеску «холодной войны».
19-10-2016, 00:25