РЕДКО КТО ИЗ МОЛОДЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ кинематографистов любит называть лопату лопатой. Актуальный во всем мире царапающий реализм нашему режиссеру чужд и даже оскорбителен - балансирующие на грани документалистики и вымысла Валерия Гай Германика («Все умрут, а я останусь») и Бакур Бакурадзе («Шультес») тут скорее отрадное исключение. В целом же русского творца влечет условность, притчевость.
То, что позволяет художнику «создавать свой мир», «не размениваться на частное», «говорить о вечном» и не отвечать за базар. Если уж рассказывать о том, как наркотики и любовь погубили молодое поколение, то надо это поколение упаковать, чтобы мама не узнала. Если показывать Петербург, то так, чтобы ни одна примета времени случайно в кадр не затесалась.
«Нирвана» Игоря Волошина (побывавшая, впрочем, в берлинской «Панораме» и конкурсе «Кинотавра») - это тоже такая, епть, притча, Звягинцев для самых маленьких. Но в отличие от глубокомысленной статичной пустоты Звягинцева, у Волошина пустота суетящаяся, мегаломанская. Режиссер не создает атмосферу, как полагается художнику, он ее нагнетает при помощи насоса - «оригинального визуального решения».
Все герои от мала до велика (включая совсем пожилую Татьяну Самойлову) носят на голове тюрбаны, причудливые прически, заматываются в чебураш-ковые боа, рисуют на лице кружочки и прямоугольнички - так, наверное, выглядели участники барочных вечеринок в освобожденном Берлине конца 80-х.
Вообще, идея о том, что уникальную эстетику можно чисто механически создать при помощи диковатого грима, вычурных костюмов и трэшево-декоративных интерьеров, - глубоко восьмидесятническая по сути, и странно встретить ее у молодого режиссера, бывшего документалиста, который, наверное, не в космосе провел последние двадцать лет. Мысль же в «Нирване» всего одна: наркотики - это очень плохо, но ради такого оригинального заключения стоило ли синий ирокез на голове городить?
Единственное спасение для Волошина - пустить в начале титр «2020 год» и продавать фильм как антиутопию, не как «Подземку», а как «Пятый элемент». Правда, рассказа о трагической судьбе поколения тогда не получится. Но его и так не получилось.
Интересные факты: Откровение, погибающее под грузом своей претенциозности Дизайн-для отчаянно ностальгирующих по 80-м Обожженный наркобарон Ларусс (Евла-нов) — лучшее, что есть в этом
Дата размещения: 26-04-2012, 18:44